О киностудии

ABOUT THE FILM STUDIO >>

Национальная киностудия "Беларусьфильм" - ведущее предприятие киноиндустрии Республики Беларусь. За годы работы здесь выпущено более 650 художественных, около 2000 документальных и около 300 анимационных фильмов.

Картины, выпущенные на киностудии, вошли в Золотой фонд отечественного и мирового кино: "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку" Леонида Нечаева, "Я родом из детства", «Война под крышами», «Люди на болоте» Виктора Турова, "В августе 44-го..." Михаила Пташука, «Белые Росы» Игоря Добролюбова и многие другие.

Последние годы "Беларусьфильм" активно занимается модернизацией своей материально-технической базы. Проведена колоссальная работа по реконструкции. Новые павильоны, оснащенные современным оборудованием и широкий выбор съемочной техники позволяет киностудии создавать проекты, отвечающие самым высоким требованиям сегодняшнего дня.

Начало

Кинопроизводство в Беларуси началось в 1924 году, когда было организовано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии (Белгоскино). В 1928-м в Ленинграде была создана студия художественных фильмов под названием «Советская Беларусь», а с 1939 года она переведена в Минск, с 1946 года переименована в «Беларусьфильм».

Первый художественный фильм «Лесная быль» создан в 1926 году (режиссер Ю.Тарич). Тема борьбы народа за национальное и социальное освобождение была ведущей в кинематографии 1920-1930 гг. («Кастусь Калиновский», режиссер В.Гардин; «В огне рожденная», режиссер В.Корш-Саблин; «Одиннадцатое июля», режиссер Ю.Тарич и др.). С конца 1920-х появились фильмы на темы современности: «Дважды рожденный» (режиссер Э.Оршанский), «Искатели счастья» (режиссер В.Корш-Саблин). Начали сниматься фильмы для детей. Значительное место в 1930-е занимали экранизации литературных произведений: повести Ю.Тынянова «Поручик Киже» (режиссер А.Файнциммер), повести З.Бядули «Соловей» (режиссер Э.Оршанский), рассказа А.Чехова «Маска» (режиссер С.Сплошнов) и др.

Пришла война

В годы Великой Отечественной войны белорусские кинематографисты-документалисты в числе первых снимали фронтовые репортажи, создавали партизанскую кинолетопись республики, а в 1945 году киностудия «Советская Беларусь» возобновила свою деятельность. В послевоенные годы большей частью продолжали выпускаться документальные фильмы и киножурналы. Большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм о герое минувшей войны — «Константин Заслонов» (Владимир Корш-Саблин и Александр Файнциммер, 1949 год), другая крупная работа на тему войны: «Часы остановились в полночь» (Николай Фигуровский, 1958 год).

В 1960 году было построено новое здание студии, где начали работу три творческих объединения: художественных фильмов, документальных «Летопись» и телевизионных «Телефильм», мастерская мультипликационных фильмов.

Заметные военные фильмы этого времени: «Третья ракета» (Ричард Викторов, 1963), «Альпийская баллада» (Борис Степанов, 1965), «Через кладбище» (Виктор Туров, 1965), «Я родом из детства» (Виктор Туров, 1966), два фильма по мотивам романа «Партизаны» Алеся Адамовича — «Война под крышами» (Виктор Туров, 1967) и «Сыновья уходят в бой» (Виктор Туров, 1969), тема войны в детском кино — «Девочка ищет отца» (Лев Голуб, 1959), «Иван Макарович» (Игорь Добролюбов, 1968) и др.

Другие времена

С начала 1960-х значительное внимание уделяется как историческим фильмам: «Красные листья» (Владимир Корш-Саблин, 1958), «Москва — Генуя» (Алексей Спешнев, при участии Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда, 1964), «Я, Франциск Скорина...» (Борис Степанов, 1970) и др., так и фильмам для детей и юношества: «Город мастеров» (Владимир Бычков, 1965), «Анютина дорога» (Лев Голуб, 1967), «Мы с Вулканом» (Валентин Перов, 1969).

На судию «Беларусьфильм» по распределению приезжает выпускник ВГИКа, мастерской Михаила Ромма – Валентин Виноградов. Вместо дипломной короткометражки он снимает полный метр — «День, когда исполняется 30 лет». Этот фильм становится кассовым. На своей следующей картине, «Письма к живым», Виноградов работает с Алесем Кучаром — известным белорусским писателем и сценаристом. Фильм о судьбе партизанки-революционерки Веры Хоружей был основан на реальных событиях. В следующем фильме «Письмах к живым» Виноградов уже нащупывает свой стиль и свою эстетику — с визуальными метафорами, с сильными контрастными образами, резкими ракурсами, что зачисляет его к приверженцам модернистического направления - экспрессионизма. В 1966 году поставил притчу о войне «Восточный коридор».

В 1970-е годы на «Беларусьфильм» приходят новые режиссёры со свежими взглядами на кинематограф. Появляются фильмы хоть и заключённые в предписанные идеологические рамки, но творчески исполненные на высоком уровне: «Вся королевская рать» (Наум Ардашников и Александр Гуткович, 1971), политический памфлет «Вашингтонский корреспондент» (Юрий Дубровин, 1972), экранизация произведений Джека Лондона «Время-не-ждёт» (Виталий Четвериков, 1975) и Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха» (Валерий Рубинчик,1979) (позже картина будет названа «первым советским мистическим триллером»).

Заметные фильмы о войне этого периода: «Батька» (Борис Степанов, 1971), «Пламя» (Виталий Четвериков,1974), «Волчья стая» (Борис Степанов, 1975), «Чёрная берёза» (Виталий Четвериков, 1977).

В белорусском кино этого периода чрезвычайно ярко выделяются фильмы для детей и юношества: экранизация произведений Анатолия Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» (Николай Калинин, 1973 и 1974 годы) и «Последнее лето детства» (Валерий Рубинчик, 1974); мюзиклы по сюжетам сказок «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» (Леонид Нечаев, 1975 и 1977 годы); по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского «По секрету всему свету» (Игорь Добролюбов, 1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (группа режиссёров, 1979); о войне «Полонез Огинского» (Лев Голуб, 1971) и «Венок сонетов» (Валерий Рубинчик, 1976).

В начале 1980-х годов появляются такие комедии как «Культпоход в театр» (Валерий Рубинчик, 1982), «Белые Росы» (Игорь Добролюбов, 1983). В это десятилетие снимаются фильмы по литературным произведениям: дилогия по «Полесским хроникам» Ивана Мележа «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (Виктор Туров, 1981 и 1982 годы), фильм по одноимённой повести Василя Быкова «Знак беды» (Михаил Пташук, 1986), лирическая повесть по мотивам произведений Ивана Бунина «Несрочная весна» (Владимир Толкачиков, 1989).

Событием 1985 года стал снятый совместно с киностудией «Мосфильм» к 40-летию Победы авторский фильм Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича «Иди и смотри». «Иди и смотри» Э.Климова, по версии журнала TimeOut, занимает шестую строчку в списке «50 лучших военных фильмов всех времён». Британский журнал  Empire  включил ленту в список «500 величайших фильмов всех времён». По результатам опроса, проведённого в 2012 году британским журналом Sight&Sound среди режиссёров, картина заняла 30 место в списке лучших фильмов всех времён.

Леонид Нечаев в это десятилетие выпускает несколько лент для детей и юношества: «Проданный смех» (1981), «Сказка о Звёздном мальчике» (1983), «Рыжий, честный, влюблённый» (1984), «Питер Пэн» (1987), другие заметные картины для этой аудитории: «Летние впечатления о планете Z» (Евгений Марковский, 1986), «Воля Вселенной» (Дмитрий Михлеев, 1988).

Перестроечное кино: «Наш бронепоезд» (Михаил Пташук, 1988 — о мирной жизни на гражданке охранников сталинских лагерей) и «Меня зовут Арлекино» (Валерий Рыбарев, 1988 — о жизни провинциальной молодёжи). Последний также является и самым кассовым белорусским фильмом, за первые 15 месяцев демонстрации ленты в кинотеатрах СССР её посмотрела аудитория в 41,9 млн. человек.

В 1995 году к 50-летию победы над фашизмом ЮНЕСКО составило список из 100 наиболее значимых фильмов мира о Второй мировой войне. В него вошла и белорусская картина Виктора Турова «Через кладбище».

Национальная киностудия «Беларусьфильм»

В 1997 году Указом Президента Республики Беларусь киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус национальной.

1990-е годы отмечаются определённым застоем в творческих и экономических процессах национального кинематографа. Хотя в это десятилетие и выпущено более 60 полнометражных фильмов, однако в условиях социально-политических изменений большинство из них оказались невостребованными прокатными организациями. Среди картин, которые имели успех на телевидении: многосерийный фильм «Белые одежды» (Леонид Белозорович, 1992) по одноимённому роману Владимира Дудинцева, вторая и третья часть киноповести «Любить по-русски» (Евгений Матвеев, 1996 и1999 годы. Наоборот, практически неизвестными оказались работы двух самобытных женщин-кинорежиссёров: драма межнациональных отношений «Я — Иван, ты — Абрам» (Иоланда Зоберман, 1993) и сказка «Падение вверх» (Елена Трофименко, 1998) получившая несколько наград национальных и международных кинематографических мероприятий.

В 2000 году выходит кинофильм «В августе 44-го…» (Михаил Пташук). Он получил большое признание на многочисленных фестивалях: в том числе Гран-при МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»  в Тамбове; приз и диплом за лучшую операторскую работу В.Спорышкова на МКФ «Лістапад – 2000»; специальный приз кинофестиваля «Кинотавр – 2001» в Сочи; приз за  лучшую мужскую роль на МКФ  «Бригантина – 2001» в Бердянске актеру В.Галкину. Фильм был номинирован на престижную премию российской киноакадемии «Ника – 2002». С картиной Михаила Пташука на киностудию «Беларусьфильм» вернулась её основная тема — Великой Отечественной войны.

Состоялись дебюты молодых режиссёров, выпускников Белорусской государственной академии искусств учеников народного артиста СССР В.Турова – И. Павлова, И. Волох, Р. Грицковой и мастерской народного артиста Республики Беларусь М.Пташука – А.Голубева, Д.Скода. Студия уделяет большое внимание работе над совместными белорусско-российскими проектами («Майор Ветров», «В июне 1941-го» А.Франскевича).

Лирическая комедия А.Ефремова «Поводырь» (2001) приобрела  большую популярность как у зрителей,  так и у профессионалов.  Кинокартина получила  приз зрительских симпатий МКФ «Золотой Витязь» (2002), исполнители главных ролей белорусские актеры В.Арланова и П.Юрченков-младший отмечены призами на кинофестивале в г.Бердянске «Бригантина – 2001»;  А.Ефремов награжден специальной премией Президента Республики Беларусь за кинофильм «Поводырь» в 2001 году.
В 2002 году после долгого перерыва на киностудии было начато производство художественных телесериалов. Первым из них стал четырехсерийный фильм «Подружка осень» (К.Капица), созданный совместно белорусскими и российскими кинематографистами. Он приобретен многими телеканалами и окупил все затраты на его производство.

Одним из наиболее заметных периодов современного этапа развития национального кино стал 2007 год: вышло 7 художественных и 5 анимационных фильмов. Студия «Летопись» выпустила 29 документальных картин. За этот год работы киностудии участвовали в тридцати международных и региональных кинофестивалях и получили около 30 наград. Творческие успехи и появление положительных экономических результатов от производства и проката фильмов (прибыль за 2007 год составила эквивалент 520 тыс. долларов США) позволили говорить о преодолении этапа застоя белорусского кинематографа. Похожие показатели были достигнуты и в 2008—2009 годах. Среди картин этих лет: «Родина или смерть» (А.Криницына, 2007), «Враги» (М.Снежная, 2007), «Кадет» (В.Дудин, 2009) и др.

Несколькими годами позже активно себя проявляют ученики мастерской Виктора Турова – Александр Колбышев с фильмом «Волки», Андрей Кудиненко с первым белорусским фильмом ужасов «Масакра».
Сегодня белорусскому кинематографу удалось сохранить все основные кинематографические профессии и кадровый состав киностудии. Сейчас на Национальной студии «Беларусьфильм» активно работают три подразделения: студия игрового кино, студия документального кино «Летопись», а также студия анимационных фильмов. Работает театр-студия киноактера.

Студия анимационных фильмов

За 42 года существования анимационной студии было снято более 200 фильмов в разной технике одушевления: рисованные фильмы, кукольные, перекладка (плоская марионетка, песок).

Пройдя все этапы технического прогресса, от целлулоидного метода, до компьютерных технологий, студия анимационных фильмов имеет всё необходимое компьютерное лицензионное оснащение, для съёмок семи 10-13-минутных картин в год. 
На студии работают высокопрофессиональные режиссеры анимационного кино, такие как Игорь Волчек, Александр Ленкин, Михаил Тумеля, Владимир Петкевич, Ирина Кодюкова, Елена Петкевич, Елена Турова, Наталья Хаткевич и др., а также высококвалифицированные художники-постановщики: Татьяна Кублицкая, Алла Матюшевская, Дмитрий Суринович.

Студия документальных фильмов «Летапiсь»

Студия «Летопись» является структурно-творческим подразделением Национальной киностудии «Беларусьфильм». Она создана в 1968 году на базе Минской студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов. Под брендом «Летописи» за полувека её существования создано около двух с половиной тысяч единиц документальной кинопродукции, отражающих различные аспекты жизни белорусского общества за полувековой период и оставивших зримые свидетельства новейшей истории Беларуси.

Из достижений советских времен следует отметить Государственную премию СССР режиссера Виктора Дашука за документальные циклы «Я из огненной деревни» и «У войны не женское лицо» (1985), Государственные премии БССР Иосифа Вейнеровича (1968), Юрия Лысятова (1982), Виктора Шаталова (1984), Юрия Цветкова (1986). Призами и наградами всесоюзных международных и международных кинофестивалей отмечались фильмы Д.Михлеева, В.Сукманова, Р.Ясинского, С.Лукьянчикова, В.Цеслюка, С.Петровского, А.Карпова, А.Рудермана, А.Пелешян, С.Гайдука, А.Алая, А.Каневского, И.Коловского, Н.Князева.

Продолжением традиций и ярким явлением образного осмысления жизни в самых разнообразных её проявлениях стало документальное кино независимой Республики Беларусь. В 1994 году Государственной премией Республики Беларусь отмечены Михаил Ждановский за создание цикла фильмов «Дорога на Куропаты», «Жаўрукі Беларусі», «Успамін пра Міколу Равенскага», Зинаида Можейко, Нина Савва, Олег Шкляревский за этномузыкальные фильмы «Палесскія калядкі», «Пранясі, божа, хмару». Премией «За духовное возрождение» отмечен Юрий Горулев (2006), Специальной премией Президента Республики Беларусь Анатолий Алай (2006), Галина Адамович (2013), премией Федерации профсоюзов Республики Беларусь отмечены А.Алай, С.Смирнов (1991), С.Гайдук (1993), Р.Ясинский (1995), Ю.Лысятов, М.Кирьянова (1999), В.Аслюк (2001), Н.Князев (2009), Е.Сетько, В.Мороз (2015). Звания Народный артист Беларуси удостоен Анатолий Алай (2017).

В целом, за годы существования независимой Республики Беларусь создано более 570 документальных фильмов. Призами и наградами отмечено более 100 фильмов, общее количество государственных наград и призов кинофестивалей составляет порядка 200.

Благодаря участию в международных кинофестивалях, в том числе самых престижных, белорусское документальное кино под брендом «Летопись» знают во всем кинематографическом мире. Фильм Виктора Аслюка «Мы живем на краю» отмечен наградами более 15 престижных международных кинофорумов, в 2002 году получил Приз Европы в Берлине за лучший документальный фильм. Его лента «Кола» отмечена наградами 10 кинофестивалей. Кинорежиссер Виктор Аслюк является членом Европейской Академии кино. Картина Галины Адамович «Боже мой!» получила приз за лучший документальный фильм на 40-ом Международном кинофестивале класса «А» в Карловых Варах (Чехия, 2006 год), всего эта лента отмечена призами 15 кинофестивалей. Наградами 10 кинофорумов отмечен её фильм «Завядзёнка».

В последние годы призами международных кинофорумов неоднократно отмечались фильмы «Крокі над вадой» Юрия Тимофеева, «Чужое и своё» Галины Адамович, «Драўляны народ» Виктора Аслюка, «Не адзін» Ольги Дашук, «Чернобыль. Экзамен для нации» Евгения Сетько, кинофильмы военной тематики старейшего режиссера-кинодокументалиста Анатолия Алая. Большой общественный резонанс вызвал фильм молодого режиссера Игоря Чищени «Першадрук», посвященный Франтишку Скорине и 500-летию первой белорусской печатной книги.

В суверенной Беларуси активно работали и работают в документальном кино Вадим Сукманов, Ришард Ясинский, Адольф Каневский, Станислав Гайдук, Владимир Цеслюк, Сергей Петровский, Сергей Лукьянчиков, Николай Князев, Юрий Горулев, Михаил Ждановский, Анатолий Алай. Лучшие традиции старейших мастеров продолжают Виктор Аслюк, Галина Адамович, Ольга Дашук, Ирина Волох, Евгений Сетько, Юрий Тимофеев. Активно заявляет о себе и молодое поколение кинодокументалистов – режиссеры Дмитрий Махамет, Дарья Юркевич, Игорь Чищеня, Наталья Жамойдик, Александра Маркова.

Национальная киностудия «Беларусьфильм» - это преемственность в культуре, бережное отношение к традициям

Национальная киностудия «Беларусьфильм» является одной из ведущих студий в Восточной Европе. За всю историю существования студии было снято около 500 игровых фильмов, порядка 1900 документальных, научно-популярных и более 200 анимационных фильмов. Ежегодно выпускают 6 игровых, 15 документальных и 5 анимационных фильмов. Больше 140 проектов, созданных в копродукции с другими странами. 20-30 кинопроизводящих компаний из Российской Федерации ежегодно пользуются услугами производственной базы киностудии.

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

"НАЦИОНАЛЬНАЯ КИНОСТУДИЯ "БЕЛАРУСЬФИЛЬМ"

220114, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 98

+375 17 267 10 02





The National Film Studio "Belarusfilm" is a leading enterprise of the film industry of the Republic of Belarus. Over the years, it has produced more than 650 feature films, about 2000 documentaries and about 300 animated films.

The films released at the studio were included in the Golden Fund of domestic and world cinema: "The Adventures of Pinocchio" and" About Little Red Riding Hood "by Leonid Nechaev, " I come from childhood", "War under the Roofs", "People in the Swamp" by Viktor Turov, "In August 44..." by Mikhail Ptashuk, "White Dew" by Igor Dobrolyubov and many others.

In recent years, Belarusfilm has been actively engaged in the modernization of its material and technical base. A huge amount of reconstruction work has been carried out. New pavilions equipped with modern equipment and a wide range of shooting equipment allow the studio to create projects that meet the highest requirements of today.

Beginning

Film production in Belarus began in 1924, when the State Administration for Cinematography and Photography (Belgoskino) was organized. In 1928, a studio of feature films was created in Leningrad under the name "Soviet Belarus", and in 1939 it was transferred to Minsk, and in 1946 it was renamed"Belarusfilm".

The first feature film "Lesnaya Byl" was created in 1926 (directed by Yu.Tarich). The theme of the struggle of the people for national and social liberation was the leading one in the cinematography of 1920-1930. ("Kastus Kalinovsky", directed by V. Gardin; "Born in the Fire", directed by V. Korsh-Sablin; "The Eleventh of July", directed by Yu.Tarich et al.). Since the late 1920s, films on modern themes have appeared: "Twice Born" (directed by E. Orshansky), "Seekers of Happiness" (directed by V. Korsh-Sablin). Films for children began to be made. A significant place in the 1930s was occupied by film adaptations of literary works: the stories of Yu.Tynianov "Lieutenant kije" (Director A. Fajncimmer), the story CBaduli "the Nightingale" (producer E. Orshansky), the story of A. Chekhov "the Mask" (directed by S. Sploshnov), etc.

The war has come

During the Great Patriotic War, Belarusian documentary filmmakers were among the first to shoot front-line reports, create a partisan film chronicle of the republic, and in 1945 the film studio "Soviet Belarus" resumed its activities. In the post-war years, documentaries and newsreels continued to be produced for the most part. A great creative success of the post-war period was a feature film about the hero of the last war — "Konstantin Zaslonov" (Vladimir Korsh-Sablin and Alexander Feintsimmer, 1949), another major work on the theme of war: "The clock stopped at midnight" (Nikolai Figurovsky, 1958).

In 1960, a new studio building was built, where three creative associations began to work: feature films, documentaries "Chronicle" and television "Telefilm", a workshop of animated films.

Notable war films of this time: "The Third Rocket" (Richard Viktorov, 1963), "Alpine Ballad" (Boris Stepanov, 1965), "Through the Cemetery" (Viktor Turov, 1965), "I come from childhood" (Viktor Turov, 1966), two films based on the novel "Partisans" by Ales Adamovich — "War under the Roofs" (Viktor Turov, 1967) and "Sons go into battle" (Viktor Turov, 1969), the theme of war in children's cinema — "A Girl is looking for her father" (Lev Golub, 1959), "Ivan Makarovich" (Igor Dobrolyubov, 1968), etc.

Other times

Since the early 1960s, considerable attention has been paid to historical films: "Red Leaves" (Vladimir Korsh-Sablin, 1958), "Moscow-Genoa" (Alexey Speshnev, with the participation of Vladimir Korsh-Sablin and Pavel Armand, 1964), "I, Francis Skorina..." (Boris Stepanov, 1970) , etc., as well as films for children and youth: "The City of Masters" (Vladimir Bychkov, 1965)," Anyutina Doroga "(Lev Golub, 1967)," We are with the Volcano " (Valentin Perov, 1969).

Valentin Vinogradov, a graduate of VGIK and Mikhail Romm's workshop, comes to the Belarusfilm judging panel by distribution. Instead of a diploma short film, he shoots a full meter — "The Day when 30 years are celebrated". This film becomes a box office. In his next film, Letters to the Living, Vinogradov works with Ales Kuchar — a well-known Belarusian writer and screenwriter. The film about the fate of the revolutionary partisan Vera Khoruzhey was based on real events. In the next film "Letters to the Living" Vinogradov already feels his style and his aesthetics - with visual metaphors, with strong contrasting images, sharp angles, which enlists him to the adherents of the modernist direction-expressionism. In 1966, he staged the parable of the war "The Eastern Corridor".

In the 1970s, new directors with fresh views on cinema came to Belarusfilm. There are films, although enclosed in the prescribed ideological framework, but creatively executed at a high level: "The Whole Royal Army" (Naum Ardashnikov and Alexander Gutkovich, 1971), the political pamphlet "Washington Correspondent" (Yuri Dubrovin, 1972), the film adaptation of the works of Jack London "Time-does not wait" (Vitaly Chetverikov,1975) and Vladimir Korotkevich "The Wild Hunt of King Stach" (Valery Rubinchik, 1979) (later the picture will be called "the first Soviet mystical thriller").

Notable films about the war of this period: "Batka" (Boris Stepanov, 1971)," Flame "(Vitaly Chetverikov, 1974)," Wolf Pack "(Boris Stepanov, 1975)," Black Birch " (Vitaly Chetverikov, 1977).

In the Belarusian cinema of this period, films for children and youth stand out extremely vividly: adaptation of the works of Anatoly Rybakov's "Dirk", "Bronze bird" (Nikolai Kalinin, 1973 and 1974) and "the Last summer of childhood" (Valeri Rubinchik, 1974); the musicals on the subjects of fairy tales "adventures of Buratino" and "About little Red riding Hood" (by Leonid Nechaev, 1975 and 1977); based on "Deniskiny stories" of Victor Dragunsky "Po sekretu vsemu svetu" (Igor Dobrolyubov, 1976), "the Amazing adventures of Denis Korableva" (a group of Directors, 1979); about the war "Polonaise of Oginsky" (Lev Golub, 1971) and "Wreath of Sonnets" (Valery Rubinchik, 1976).

In the early 1980s, such comedies as "Cultural Trip to the Theater" (Valery Rubinchik, 1982), "White Dew" (Igor Dobrolyubov, 1983) appeared. In this decade, films made on literary works: duologue on "Polessky Chronicles" by Ivan Melezh "swamp People" and "Breathing the storm" (Victor Turov, 1981, 1982), a film based on the novel by Vasil Bykov's "the Sign of misfortune" (Michael Ptashuk, 1986), a lyrical tale based on the works of Ivan Bunin "Non spring" (Vladimir Tolkachyov, 1989).

The event of 1985 was the author's film by Elem Klimov based on the script of Ales Adamovich "Go and See", shot together with the Mosfilm film studio for the 40th anniversary of the Victory. "Go and see" by E. Klimov, according to the magazine timeout, takes the sixth line in the list of "the 50 best war films of all time". British magazine Empire included the film in the list of "500 greatest films of all time". According to the results of a survey conducted in 2012 by the British magazine Sight&Sound among directors, the film took the 30th place in the list of the best films of all time.

Leonid Nechaev in this decade produces several films for children and youth: "Sold Laughter" (1981)," The Tale of the Star Boy "(1983)," Red, Honest, in Love "(1984)," Peter Pan "(1987), other notable films for this audience:" Summer Impressions of Planet Z "(Evgeny Markovsky, 1986)," The Will of the Universe " (Dmitry Mikhleev, 1988).

Perestroika movies: "Our Armored Train" (Mikhail Ptashuk, 1988 - about the peaceful life in civilian life of the guards of Stalin's camps) and "My Name is Harlekino" (Valery Rybarev, 1988 — about the life of provincial youth). The latter is also the highest-grossing Belarusian film, for the first 15 months of the film's demonstration in the USSR cinemas, it was watched by an audience of 41.9 million people.

In 1995, on the occasion of the 50th anniversary of the victory over fascism, UNESCO compiled a list of the world's 100 most significant films about World War II. It also includes the Belarusian painting by Viktor Turov "Through the Cemetery".


National Film Studio "Belarusfilm "

In 1997, by Decree of the President of the Republic of Belarus, the film studio" Belarusfilm " was granted the status of national.

The 1990s were marked by a certain stagnation in the creative and economic processes of the national cinema. Although more than 60 full-length films were released in this decade, however, in the context of socio-political changes, most of them turned out to be unclaimed by rental organizations. Among the films that were successful on television: the multi-part film "White Clothes" (Leonid Belozorovich, 1992) based on the novel of the same name by Vladimir Dudintsev, the second and third part of the film story "To Love in Russian" (Evgeny Matveev, 1996 and 1999. On the contrary, almost unknown were the works of two original women filmmakers: the drama of interethnic relations "I am Ivan, you are Abram" (Yolanda Zoberman, 1993) and the fairy tale "Falling Up" (Elena Trofimenko, 1998), which received several awards from national and international cinematographic events.
In 2000, the film "In August of the 44th..." (Mikhail Ptashuk) was released. He received great acclaim at numerous festivals, including the Grand Prix UF Slavic and Orthodox peoples "Golden knight" in Tambov; prize and diploma for best cinematography V. Sporysheva at the international film festival "Listapad – 2000"; special prize of film festival "Kinotavr – 2001" in Sochi; the prize for best actor at the international film festival "Brigantine – 2001" in Berdyansk actor V. Galkin. The film was nominated for the prestigious award of the Russian Film Academy "Nika-2002". With the picture of Mikhail Ptashuk, its main theme — the Great Patriotic War-returned to the Belarusfilm film studio.
The debuts of young directors, graduates of the Belarusian State Academy of Arts and students of the People's Artist of the USSR V. V. were held.Turova – I. Pavlova, I. Volokh, R. Gritskova and the workshop of the People's Artist of the Republic of Belarus M.Ptashka – A. Golubev, D. Skoda. The studio pays great attention to working on joint Belarusian-Russian projects ("Major Vetrov"," In June 1941 " by A. Franskevich).
A. Efremov's lyrical comedy "The Guide" (2001) has gained great popularity among both viewers and professionals. The film won the audience award of the International Film Festival "Golden Knight" (2002), the main actors of the Belarusian actors V. Arlanova and P. Yurchenkov Jr. were awarded prizes at the Berdyansk Film Festival "Brigantine-2001"; A. Efremov was awarded a special prize of the President of the Republic of Belarus for the film "Guide" in 2001.
In 2002, after a long break, the studio began production of feature television series. The first of them was the four-part film "Girlfriend Autumn" (K. Kapitsa), created jointly by Belarusian and Russian cinematographers. It was purchased by many TV channels and recouped all the costs of its production.
One of the most notable periods of the modern stage of national cinema development was 2007: 7 feature films and 5 animated films were released. The studio "Chronicle" has released 29 documentaries. During this year, the studio participated in thirty international and regional film festivals and received about 30 awards. Creative success and the emergence of positive economic results from the production and distribution of films (profit for 2007 amounted to the equivalent of 520 thousand US dollars) allowed us to talk about overcoming the stage of stagnation of the Belarusian cinema. Similar indicators were achieved in 2008-2009. Among the paintings of these years: "Homeland or death" (A. Krinitsyna, 2007), "Enemies" (M. Snezhnaya, 2007), "Cadet" (V. Dudin, 2009), etc.
A few years later, students of Viktor Turov's workshop – Alexander Kolbyshev with the film "Wolves", Andrei Kudinenko with the first Belarusian horror film "Masakra" - actively manifest themselves.
Today, the Belarusian cinema has managed to preserve all the main cinematographic professions and the personnel of the film studio. Currently, the National Studio "Belarusfilm" has three active divisions: the feature film studio, the documentary film studio "Chronicle", and the animation film studio. There is a theater-studio of a film actor.

Animation Film Studio

For 42 years of existence of the animation studio, more than 200 films were shot in different animation techniques: hand-drawn films, puppet films, re-laying (flat puppet, sand).
Having passed all the stages of technological progress, from the celluloid method to computer technology, the animation film studio has all the necessary computer-licensed equipment to shoot seven 10-13-minute films a year.
The studio employs highly professional directors of animated films, such as Igor Volchek, Alexander Lenkin, Mikhail Tumelya, Vladimir Petkevich, Irina Kodyukova, Elena Petkevich, Elena Turova, Natalia Khatkevich and others, as well as highly qualified production designers: Tatiana Kublitskaya, Alla Matyushevskaya, Dmitry Surinovich. 
 

The studio "LETAPIS"

is a structural and creative division of the National Film Studio "Belarusfilm". It was created in 1968 on the basis of the Minsk Studio of Popular Science and Chronicle Documentaries. Over the half-century of its existence, about two and a half thousand units of documentary film production have been created under the "Chronicles" brand, reflecting various aspects of the life of Belarusian society over a half-century period and leaving visible evidence of the modern history of Belarus.
Among the achievements of Soviet times, it is worth noting the State Prize of the USSR directed by Viktor Dashuk for the documentary cycles "I am from the fiery village" and "War does not have a woman's face" (1985), the State Awards of the BSSR Joseph Veynerovich (1968), Yuri Lysyatov (1982), Viktor Shatalov (1984), Yuri Tsvetkov (1986). Prizes and awards of All-Union international and international film festivals were awarded to the films of D. Mikhleev, V. Sukmanov, R. Yasinsky, S. Lukyanchikov, V. Tseslyuk, S. Petrovsky, A. Karpov, A. Ruderman, A. Peleshyan, S. Gaiduk, A. Alai, A. Kanevsky, I. Kolovsky, N. Knyazev.
Documentary films of the independent Republic of Belarus have become a continuation of traditions and a vivid phenomenon of imaginative understanding of life in its most diverse manifestations. In 1994, the State prize of the Republic of Belarus Mikhail Zhdanov noted for the creation of a cycle of films "the Road to Kurapaty", "Ary Belarus", "Uspan great Malu Ravensara", Zinaida Mozheiko, Nina Sava, Oleg Shklyarevskii for ethnomusicology movies "Polessky kalacc", "Pranas, the Almighty, the cloud". The prize "For spiritual revival" noted Yuri Gorulev (2006), Special prize of the President of the Republic of Belarus Anatoly Alai (2006), Galina Adamovich (2013), prize of the Federation of trade unions of the Republic of Belarus marked A. Alay, S. Smirnov (1991), S. Hayduk (1993), R. Jasinski (1995), Yu Lysanov, M. Kiryanova (1999), V. Aslyuka (2001), N.Knyazev (2009), E. Setco, V. Frost (2015). Anatoly Alai was awarded the title of People's Artist of Belarus (2017).
In general, more than 570 documentaries have been created over the years of the existence of the independent Republic of Belarus. Prizes and awards were awarded to more than 100 films, the total number of state awards and prizes of film festivals is about 200.
Thanks to participation in international film festivals, including the most prestigious ones, Belarusian documentary films under the "Chronicle" brand are known throughout the cinematic world. Viktor Aslyuk's film "We Live on the Edge" was awarded by more than 15 prestigious international film forums, and in 2002 received the European Prize in Berlin for the best documentary film. His film "Cola" won awards at 10 film festivals. Film director Viktor Aslyuk is a member of the European Film Academy. Galina Adamovich's film "My God!" won the prize for the best documentary film at the 40th International Film Festival of class "A" in Karlovy Vary (Czech Republic, 2006), in total, this film was awarded prizes at 15 film festivals. Awards of 10 film forums were awarded to her film "Zavyadzenka".
In recent years, the prizes of international film forums have repeatedly been awarded to the films "Kroki nad Vadoy" by Yuri Timofeev, "Alien and Own" by Galina Adamovich, "Draylany Narod" by Viktor Aslyuk, "Ne Adzin" by Olga Dashuk, " Chernobyl. Exam for the Nation " by Yevgeny Setko, films of military themes by the oldest documentary filmmaker Anatoly Alai. A great public response was caused by the film of the young director Igor Chishchenya "Pershadruk", dedicated to Frantishka Skaryna and the 500th anniversary of the first Belarusian printed book.
Vadim Sukmanov, Rishard Yasinsky, Adolf Kanevsky, Stanislav Gaiduk, Vladimir Tseslyuk, Sergei Petrovsky, Sergei Lukyanchikov, Nikolai Knyazev, Yuri Gorulev, Mikhail Zhdanovsky, Anatoly Alai have been actively working in documentary films in sovereign Belarus. The best traditions of the oldest masters are continued by Viktor Aslyuk, Galina Adamovich, Olga Dashuk, Irina Volokh, Evgeny Setko, Yuri Timofeev. Actively asserting itself and the younger generation of documentary filmmakers – Directors Dmitry Mahomet, Darya Yurkevich, Igor Cesena, Natalia Zhamoidik, Alexander Markov.
The national film Studio "Belarusfilm" is a continuity in culture, careful attitude to traditions
The national film Studio "Belarusfilm" is one of the leading studios in Eastern Europe. Over the entire history of the studio, about 500 feature films, about 1,900 documentaries, popular science films and more than 200 animated films have been shot. Every year, they produce 6 feature films, 15 documentaries and 5 animated films. More than 140 projects created in co-production with other countries. 20-30 film production companies from the Russian Federation annually use the services of the production base of the film studio.